ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12[1]-36/17 от 10.07.2017 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

г.Бугуруслан 10 июля 2017 года

Судья Бугурусланского районного суда Оренбургской области Зеленина Н.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кожевникова А.Ф., при секретаре Вдовкиной А.С., рассмотрев жалобу Кожевникова Алексея Федоровича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 29 марта 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении Кожевникова Алексея Федоровича,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 29 марта 2017 года Кожевников А.Ф., являвшийся в период с 01 января 2014 года по 09 ноября 2015 года начальником <данные изъяты> отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Кожевников А.Ф. обратился в Бугурусланский районный суд Оренбургской области с жалобой на постановление от 29 марта 2017 года, указывая на то, что с данным постановлением он не согласен по тем основаниям, что при вынесении указанного постановления не найдены основания для применения ст.2.9 КоАП РФ. Считает, что при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, его действия (бездействия) не создавали существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозу экономическому развитию. Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного нарушения, в том числе степени вины правонарушителя, он считает, что усматриваются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ. В связи с изложенным, просит постановление от 29 марта 2017 года, отменить, производство по делу прекратить, освободить его от административной ответственности, ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании Кожевников А.Ф. поддержал жалобу по тем же основаниям, пояснив, что в период с 28 декабря 2012 по 25 декабря 2015 год он работал начальником <данные изъяты> отдела вневедомственной охраны – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области». В ходе проверки Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, проведенной в 2017 году, было установлено, что при отсутствии остатка лимитов бюджетных обязательств на 25 декабря 2015 года между Филиалом и ОАО «Мегафон» был заключен государственный контракт на оказание услуг связи от 25 декабря 2015 года. Услуги связи были необходимы для работы филиала по охране имущества граждан и организацией. Кроме того, с Управления приходило письмо о необходимости заключения государственных контрактов услуг связи в целях досудебного урегулирования требований по погашению задолженности. Свою вину в совершении указанного административного правонарушения он признает и не оспаривает, но просит признать правонарушение малозначительным и ограничиться в отношении него устным замечанием.

Представитель Управления Федерального казначейства по Оренбургской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие, в письменных возражениях просила в удовлетворении жалобы отказать, поскольку считает, что оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Административное правонарушение, совершенное Кожевниковым А.Ф. свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны заявителя по соблюдению бюджетного законодательства и исполнению своих публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере законодательства. Данное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере бюджетного регулирования, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям по осуществлению бюджетного контроля, заключается в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публичного права, к исполнению своей публично-правовой обязанности исполнять требования бюджетного законодательства Российской Федерации.

Суд, выслушав объяснения Кожевникова А.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает или исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В силу пункта 5 статьи 161 названного кодекса, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период проведения с 06 февраля 2017 года по 22 февраля 2017 года Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности в <данные изъяты> отделении вневедомственной охраны филиале ФГКУ «Управление вневедомственной охраны УМВД Российской Федерации по Оренбургской области» установлено нарушение в части принятия и исполнения бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В декабре 2015 года <данные изъяты> отделением вневедомственной охраны в лице Кожевникова А.Ф. были приняты бюджетные обязательства на сумму 25000 рублей, сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации путем заключения государственного контракта об оказании услуг связи от 25 декабря 2015 года .

Согласно пункту 2.1.36 Контракта «Услуги» - именуемые совместно термины «Услуги связи» и «Дополнительные услуги».

В соответствии с пунктом 6.1 Контракта перечень Услуг, предоставляемых Абоненту, определяется Тарифным планом и дополнительными заказами Абонента, поданными в форме, предусмотренной настоящим Государственным контрактом или дополнительно определенными Оператором способами. Перечень Услуг также определяется в соответствии с лицензиями, возможностями Сети связи Оператора.

Согласно пункту 9.14 Контракта сумма настоящего Государственного контракта составляет 25000 рублей.

Заключенный контракт на услуги связи подписан Кожевниковым А.Ф.

В период с 28 декабря 2012 года по 25 декабря 2015 года Кожевников А.Ф. являлся начальником <данные изъяты> отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области».

В соответствии с Положением о <данные изъяты> отделе вневедомственной охраны - филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны УМВД России по Оренбургской области, утвержденным приказом УВО УМВД России по Оренбургской области от 07 августа 2012 Кожевников А.Ф., являясь начальником Филиала, осуществлял общее руководство

деятельностью филиала, заключал в установленном порядке договоры, контракты, соглашения с организациями, связанные с обеспечением деятельности филиала, совершал иные сделки; нес персональную ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, а также задач и функций филиала, нецелевое использование средств федерального бюджета, другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Факт совершения Кожевниковым А.Ф. административного правонарушения и его виновность подтверждаются следующими доказательствами:

протоколом об административном правонарушении от 16 марта 2017 года, где зафиксирован факт совершения Кожевниковым А.Ф. административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ (л.д. 54-60);

служебной запиской от 20 февраля 2017 года специалиста 1 разряда контрольно-ревизионного отдела ФИО2 об установлении фактов заключения в декабре 2015 года государственных контрактов при отсутствии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 01 декабря 2015 года (л.д. 121-122);

государственным контрактом от 25 декабря 2015 года на оказание услуг связи (л.д. 65-83);

отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 декабря 2015 года, согласно которому Филиалу доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации в сумме 255318,80 рублей, поставленные на учет бюджетные обязательства в сумме 255318,80 рублей, неиспользованные доведенные бюджетные данные составили 0,0 рублей (л.д. 85-87);

отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 января 2016 года, согласно которому в декабре 2015 года дополнительные лимиты до Филиала не доводились, также не доводились лимиты бюджетных обязательств на плановый период 2016-2017 годов (л.д. 88-90);

уведомлением от 28 декабря 2015 года о превышении бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (л.д. 91-92);

выпиской из приказа ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области л.с. от 28 декабря 2012 года о назначении Кожевникова А.Ф. на должность начальника <данные изъяты> отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области» (л.д. 93);

выпиской из приказа ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области л.с. от 25 декабря 2015 года о переводе Кожевникова А.Ф. в МО МВД России «<данные изъяты>» (л.д. 94-95);

доверенностью от 24 декабря 2014 года (л.д. 96-98);

положением о <данные изъяты> отделе вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области» (л.д. 101-113),

а также вышеуказанными показаниями в суде Кожевникова А.Ф..

Суд, оценивая полученные доказательства, считает, что данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требования относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Кожевникова А.Ф. в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Кожевниковым А.Ф. норм бюджетного законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена ст.15.15.10 КоАП РФ, не представлено.

Факт совершения административного правонарушения, Кожевниковым А.Ф. не оспаривается. Представленное в судебное заседание письмо ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области от 03 декабря 2015 года о необходимости заключения государственных контрактов услуг связи в целях досудебного урегулирования требований по погашению задолженности, суд считает, не является основанием для освобождения Кожевникова А.Ф. от административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Кожевникова А.Ф., являвшегося 25 декабря 2015 года начальником <данные изъяты> отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области», состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ - принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2003 № 349-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

В свою очередь в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

С учетом системного анализа вышеуказанных правовых норм, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

Суд считает, что совершенное Кожевниковым А.Ф. деяние, формально образующее состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не несет в себе существенную угрозу бюджетным правоотношениям, и не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении Кожевникова А.Ф. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, поскольку он руководствовался принятыми обязательствами по организации надлежащей работы Филиала, целями которого являются охрана имущества граждан и организацией, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией.

Таким образом, противоправные действия Кожевникова А.Ф. не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия степени общественной опасности, связи с чем, суд полагает возможным применение ст.2.9 КоАП РФ.

Объявление Кожевникову А.Ф. устного замечания является необходимым и достаточным для него негативным последствием.

Доводы возражения представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области суд не может принять во внимание, поскольку малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу Кожевникова Алексея Федоровича удовлетворить.

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области от 29 марта 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, в отношении Кожевникова Алексея Федоровича, отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Н.А. Зеленина